МНОГОПОЛЯРНОСТЬ КОНЦЕПТА СПРАВЕДЛИВОСТЬ

  • Б. С. Халилова
Ключові слова: концепт, языкознание, лингвокультурология, справедливость, многополярный, многоcлойный

Анотація

Статья посвящена изучению многополярной структуры концепта в лингвокультурологии. Структура концепта воплощена в ядре, ближней и дальней периферии. Концепт имеет особенный характер, и потому связанные с ним культурные факты занимают особое место в лингвокультурологии. Согласно проведенным научным исследованиям, можно сказать, что концепт может быть преобразован в одноуровневый (одноядерный), многоуровневый (дифференциация абстрактных уровней, включающих несколько когнитивных слоев), сегментный (другие общие уровни той же степени) варианты. Концепты многослойны и к тому же многополюсны. Когнитивная лингвистика имеет своеобразную структуру. В этом отношении концепт справедливости варьируется в зависимости от разных областей исследования и разных подходов к нему. В соответствии с пониманием каждого человека концепт справедливости может изучаться с философской, религиозной, правовой, социальной и психологической точек зрения. Этот подход представляет собой междисциплинарный инструмент, объединяющий отношение к концепту лингвистов, философов, культурологов, социологов, правоведов и других специалистов. Поэтому концепт, как единицу лингвокультурологии, в данном исследовании можно рассматривать как представителя и образца нескольких классов и категорий. В данной статье концепт рассматривается как глобальная многомерная единица ментального уровня. Концепт более абстрактен и многополярен, чем слово. Концепт справедливости имеет обширную лексическую базу и воспринимается как в правовом, так и нравственном смыслах. Все это отражается на ментальном восприятии действительности и формировании ценностных основаниях культуры. Концепт справедливости имеет многополярное проявление в социальном общении. Изучение данной категории затруднено ее представленностью во многих сферах деятельности и нравственной стороной, которая имеет широкие оценочные возможности.

Посилання

1. Аскольдов С.А. Концепт и слово. Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. Москва: 1997, с. 267–279
2. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. ВГУ : 1996. 103 с.
3. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Тамбов : Изд-во Тамб. Гос. ун-та, 2000. 123 с.
4. Воркачев С.Г. Безразличие как этносемантическая характеристика личности: опыт сопоставительной паремиологии. Вопросы языкознания, 1997, № 4, с. 115–124.
5. Добровольский Д.О. Национально-культурная специфика во фразеологии. ВЯ, 1997, № 6, с. 160.
6. Колесов В.В. Концепт культуры: образ-понятие-символ. Вестник Ленинградского университета. 2/3, 16, 1992, с. 56–59.
7. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка. Изд. РАН. Сер. лит. и яз. Т. 52, 1993, № 1, с. 3–9.
8. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. Москва : Издательский центр «Академия», 2001. 208 с.
9. Никитин М.В. Лексическое значение в слове и словосочетании : автореф. дис… докт. филол. наук. Ленинград : 1974. 29 с.
10. Попова З.Д. Семантико-когнитивный анализ языка: Научное издание. Воронеж : Истоки, 2006. 284 с.
11. Степанов Ю.С. Семиотика. Москва : Наука, 1971. 168 с.
12. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. Москва : «Языки русской культуры», 1996. 288 с.
13. Рагиб Исфахани. Муфредат. Стамбул: Издательский центр «Пинар». 2010. 980 с.
14. Кучуради И. Концепция справедливости. Анкара : Издательский центр «Анкара», 1993. 145 с.
15. Туркбах У.А Идеи постмодернизма и права: справедливость, право государство». Баку : Издательский центр «Восток-Запад», 2000. 208 с.
16. Толковый словарь азербайджанского языка. В четырех томах. Том II. Баку : «Восток-Запад», 2006. 792 с.
17. Турецкий религиозный фонд. / Турецкий религиозный фонд Исламская энциклопедия, Стамбул 1998, C: I, С.342
18. Kopан. URL: www.leader.ir>pdf>download> (дата обращения 25.05. 2020).
19. Большой турецкий словарь, Институт турецкого языка. URL: http://tdkterim.gov.tr/bts/ (дата обращения 25.05. 2020).
20. Рзабейли А. Общее право и теория государства. Баку : Закон, 2007. 491 с.
21. Anthony D’Amato, On the Connection between Law and Justice, 2011, Northwestern, P. 47 (p. 5).
22. Hans. Kelsen. Lon L. Fuller, The Morality of Law 33-94 (2d ed. 1969). P. 7.
Опубліковано
2020-12-10
Як цитувати
Халилова, Б. С. (2020). МНОГОПОЛЯРНОСТЬ КОНЦЕПТА СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Нова філологія, 2(80), 302-309. https://doi.org/10.26661/2414-1135-2020-80-2-45
Розділ
Статті