СЕМАНТИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕМПОРАЛЬНОЙ ЛЕКСЕМЫ «НОЧЬ» В ПОЭМЕ НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ «ХОСРОВ И ШИРИН»

  • П. А. Асадуллаева
Ключові слова: Низами Гянджеви, «Хосров и Ширин», концепт «время», циклическое время, ночь, антитеза

Анотація

В статье на основе лингвопоэтического анализа выявлены семантиче- ские и функциональные особенности лексемы «ночь» в поэме Низами Гянджеви «Хосров и Ширин». Рассматриваются изафетные конструкции с компонентом «ночь», сложные слова с производной основой «ночь» и антитеза, построенная на антонимической паре «ночь и день». Поэтиче- ский текст поэмы характеризуется различными изафетными конструкци- ями с «ночной» составляющей, что обогащает язык стихотворения стили- стической окраской и лиризмом. Прежде всего, эта лексема выступает в качестве второго компонента конструкции изафет, где первый компонент – это соматизм: [zolf-e shᾱb], [cheshm-e shᾱb] (завиток ночи, глаза ночи). Словарный запас произведения характеризуется сложными словами с «ночной» составляющей с множеством смысловых оттенков с временным значением. Эти сложные слова часто несут традиционную функцию риф- мования: [sh [btab] – [mᾱhtab] (сияющий ночью – лунный свет), [shᾱbdiz] – [shᾱbxiz] (черный как ночь – бодрствование ночью). В стихотворении лексический антоним «ночь и день» является одним из основных стили- стических средств антитезиса. Формирование ассоциативно-смысловой пары [шᾱбо руз] («ночь и день») выступает частотным элементом компо- зиционно-стилистического построения антитезы. Рассмотрена только одна лексема, обозначающая определенный период времени в «Хосрове и Ширин». Многие слова с временной семантикой остаются за рамками этой статьи. В поэтических произведениях сред- ства выражения понятия «время» занимают особое место в организации структуры поэтического текста. Исследования в этой области актуальны и обогащают перечень существующих работ в области функциональ- но-семантического направления лингвистики. Использование в художе- ственных произведениях лексики, выражающей время, всегда глубоко индивидуально. Семантические преобразования в художественном тек- сте, основанные на выражающих время лексемах, особенно часты из-за ассоциативности и образности художественного слога. В поэтическом языке такие процессы выражены еще ярче.

Посилання

1. Аскин Я.Ф. Проблема времени. Москва : Мысль, 1966. 200 с.
2. Михеева Л.Н. Время в русской языковой картине мира: лингвокультурологический аспект : автореф. дис. … д-ра филол. наук. Москва, 2004. 30 с.
3. Низами Гянджеви. «Хосров и Ширин» / Под ред. Вахида Дастгарди. Тегеран, 1378. 532 с.
4. Деххода Али Акбар. Логатнаме-йе Деххода. Тегеран : Изд-во Тегеранского университета, 1377/1998. 12 томов.
5. Мухаммад Али Асйабади. Время в поэзии Хафиза. URL: journals.ui.ac.ir› article_19290
6. Ахмерова Л.Р. Некоторые замечания о функционировании временных лексем в русском языке ХIХ века. Русская и сопоставительная филология. 2003. N 1. С. 4–8.
Опубліковано
2020-12-09
Як цитувати
Асадуллаева, П. А. (2020). СЕМАНТИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕМПОРАЛЬНОЙ ЛЕКСЕМЫ «НОЧЬ» В ПОЭМЕ НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ «ХОСРОВ И ШИРИН». Нова філологія, 1(80), 21-26. https://doi.org/10.26661/2414-1135-2020-80-1-3
Розділ
Статті